admin
Опубликовано: 12:42, 25 май 2020
История

ВНЕШНИЙ ВИД И ОДЕЖДА АДЫГА

Адыгэ хабзэ — адыгский закон требует от адыга постоянно иметь приятный внешний вид. Они стремились предотвратить большую полноту, были изящными, подтянутыми, собранными и организованными, И. Ф. Бларамберг так отмечал черты адыгов: «Черкесы в целом красивая нация: мужчины у них отличаются хорошей и стройной фигурой, и они делают все, чтобы сохранить ее гибкой. Они среднего роста, очень Живые и редко бывают полными. Плечи и грудь у них широкие, но нижняя часть корпуса у них очень узкая. У них карие глаза и темные волосы, удлиненная
ВНЕШНИЙ ВИД И ОДЕЖДА АДЫГА
ВНЕШНИЙ ВИД И ОДЕЖДА АДЫГА

Адыгэ хабзэ — адыгский закон требует от адыга постоянно иметь приятный внешний вид. Они стремились предотвратить большую полноту, были изящными, подтянутыми, собранными и организованными, И. Ф. Бларамберг так отмечал черты адыгов: «Черкесы в целом красивая нация: мужчины у них отличаются хорошей и стройной фигурой, и они делают все, чтобы сохранить ее гибкой. Они среднего роста, очень Живые и редко бывают полными. Плечи и грудь у них широкие, но нижняя часть корпуса у них очень узкая. У них карие глаза и темные волосы, удлиненная голова, прямой и тонкий нос. Женщины у них самые красивые на всем Кавказе и всегда пользовались такой репутацией. У них черные глаза, они шатенки, у них греческий нос и маленький ротик... Если к этому добавить стройную и гибкую фигуру и маленькие ножки, можно получить представление об образчике черкесской красоты. Арабский ученый Массуди в 943 году писал: «...Говорят, что их женщины удивительной красоты и очень сообразительны».
Под воздействием внешних и внутренних условий, исторически сложилась одежда мужчин и женщин. Венгеpcкий ученый Жан-Шарль де Бесс, побывавший на Северном Кавказе в 1829 году описал одежду черкесов следующим образом: «Одежда черкесов, перенятая в настоящее время всеми жителями Кавказа, легкая, элегантная и наилучшим образом приспособлена для езды верхом и военных походов. Они носят рубашку из белого полотна или тафты белого, желтого или красного цвета, застегивающуюся на пуговицы на груди; они называют ее «яна» (джанэ). Поверх рубашки носят куртку из вышитого шелка любого цвета: называемую «каптан» (къэптан), а поверх нее — сюртук длиной чуть меньше колен; у них он называется «циех» («цые»); сюртук застегивается поясом с металлическими застежками высокого качества. У сюртука на груди с двух сторон имеется по восемь нашитых карманчиков, или вернее, по одному карману с семью отделениями для патронов. Панталоны (брюки) у них очень удобные, они опускаются до пяток; по швам они украшены серебряными и золотыми галунами. Обувь, называемая «шарак», шьется из кожи или сафьяна черного, желтого или красного цвета, а чаще всего они с большим вкусом украшены вышивкой. Их колпак «борк» напоминает по форме половинку дыни; женщины шьют его из сукна, а затем обшивают по краю бараньим мехом, шерсть которого мягка как шелк...
Когда черкесы одевают парадную форму, они носят кольчугу, называемую «афех» (ашъо), маленький шлем и мант — «бурка», которая делается из мохнатого войлока, черкесы его называют «к1ак1о» (в плохую погоду они носят на голове капюшон (шъхьархъон).
Свои ружья носят на ремне, укрытой кожей, не пропускающей воду. К нему прикреплен пистолет сбоку, а спереди на нем висит кинжал, а на боку сабля».
Генерал Балармберг указывал: «Никогда черкес не выходит без оружия, или, как минимум, без шашки, кинжала на поясе, без «к1ак1о», без пистолета... Оружие у черкесов превосходное, но стоит очень дорого... Главная роскошь у черкесов состоит в их оружии... Их сабли, кинжалы, пистолеты, ружья, сбруя и так далее украшены из серебра и золота превосходной работы. Седла и ножны, шашки украшены галунами. Они никогда не продают свое лучшее оружие, и оно обычно переходит по наследству от отца к сыну».
Мужской национальный костюм адыга полюбили многочисленные народы Кавказа, кубанские и терские казаки. Эту черкеску носили офицеры русской армии, цари России Александр I, и Николай II».
Бурка, верхняя одежда адыга, по-своему назначению превосходит ныне шинель. Мужчина носил папаху из смушки. Он не снимал ее и на дворе, и в доме и, когда сидел за столом и принимал пищу. Адыг находился в постоянной боевой готовности, в любую минуту был готов вступить в бой во имя защиты своего Отечества. Рядом около него всегда в определённом порядке находились огнестрельное и холодное оружия и, когда они ему нужны были, он их мгновенно находил. Шапку не снимал, чтобы в поисках ее не терял времени и не оставлял в случае тревоги, и никто ее не захватил, а потеря шапки считалось потерей мужества. Эту шапку носить стали люди других национальностей. Ныне она стала головным убором старшего офицерского состава, генералов и маршалов армии нашей страны.

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)