admin
Опубликовано: 10:01, 19 май 2020
История

Черкесы-смертники

Тылей - черкесские "смертники". Перед сражением с противником заведомо сильнее и многочисленнее, из черкесского войска выходили добровольцы желавшие ценой своей жизни остановить врага. Те воины, что выбирали этот путь, снимали защитные доспехи перед этой последней ,смертельной атакой...
Черкесы-смертники

Тылей - черкесские "смертники".

Перед сражением с противником заведомо сильнее и многочисленнее, из черкесского войска выходили добровольцы желавшие ценой своей жизни остановить врага. Те воины, что выбирали этот путь, снимали защитные доспехи перед этой последней ,смертельной атакой.

Став перед cоратниками и получив разрешение, тылеи атаковали вражеское войско без всякой надежды на то что могут вернуться живыми. Нанося максимальный ущерб противнику, тылей погибал во славу личного мужества. Но бывало что такая атака могла переломить и сам ход битвы в пользу адыгов и сам тылей при этом оставался живым.

Синонимами слова "тылей" являются также "дзэгъаштэ", "дзэгъэшынэ" (в переводе - "пугающий войско"). Есть описание одной из атак тылеев , когда выбравшие эту участь воины начинали напевать определенный песенный мотив без слов - так называемую "песню" смертника. В таком случае говорили - "поет песню волка - дыгъужь къугъыр къыреш". Выбравшие себе такую судьбу воины обязательно одевали красную черкеску. Именно с этим обычаем связано неодобрение стариками ношения красных черкесок - которые фактически считались ритуальной одеждой смертника.

Тылей всегда вызывался сам, добровольно. После того, как он объявлял о своем намерении, приводили его сестру или иную женщину из его рода на Хасэ (сход воинов). Она должна была сшить тылею цей (черкеску). Ей говорили хъуэхъу (здравицы), одобрительные слова поощрения и подводили к столу, на котором лежал кусок красной ткани на фащэ (одежда) - цеяпхъэ. Когда она брала ножницы и делала первый разрез - с этого момента жизнь тылея считалась законченной.

Старший на Хасэ протягивал тылею вооружение - кинжалы и шашку. В более ранние времена давали лук и стрелы. Оружие было самым лучшим - ножны в серебре, украшенные красной кожей. Но ничего из защитного снаряжения он с собой перед атакой не брал.

Когда тылей одевал уже сшитую черкеску, он произносил клятву, которая известна у адыгов как «тылей и Iуагъэ». Ниже дан её образец , который записал в 30-х годах 20-го столетия Айтек Намиток, в Сирии ,где проживает большая черкесская диаспора. С латиницы на современное письмо его перевел в 1960 году Дыгъужъ ФуIэд. С французского языка на черкесский ,его перевёл Хьэжу Фахри:

«Разя словно мечище (джатэжъ), летя словно стрелище (шэжъ), влечу во вражью толпу. Земля, на которой я стою, может испугаться, я же не испугаюсь. Небо может испугаться и сложиться, но ничто не может испугать меня. Может так случиться, что произойдёт невероятное и небо соприкоснётся с землёй, но нет ничего такого, из-за чего я поверну назад».

«Джатэжъ хуэдэу пызгъэщу, шэжъ хуэдэу сылъатэу сахэлъэтэнщ бийхэм. Щ1ыуэ сызытетыр шынэнк1э хъунщ, ауэ сэ сышынэнкъым. Уафэр шынэу зэтеуп1л1анщ1энк1и хъунщ, ауэ сэ сызыгъэшынэн щы1экъым. Мыхъунур къэхъуу уафэмрэ щ1ылъэмрэ зэнэсыжынк1и хъунщ, ауэ сэ къызэзыгъэзэн щы1экъым». [A.Namitok,"Origines des Circassiens".]

Сам термин Тылей состоит из двух элементов - Тыхь (жертва) и Лей (сверх необходимого)

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)