admin
Опубликовано: 21:00, 16 февраль 2020
История / Видео

Толкование термина "гениохи" по З. В. Анчабадзе.

Абхазский ученый 3. В. Анчабадзе под гениохами, жившими между реками Ахеунта и Абаска (ошибочно принимал за Бзыбь), подразумевал также санигов, отмеченных в античных источниках II - VI вв. н.э., но в отличие от своих оппонентов потомками последних считал не сванов или мегрело-лазов, а позднесредневековых садзов-джигетов, которые не являлись ни абхазами и ни черкесами. По 3. В. Анчабадзе, гениохи-саниги-садзы (джигеты), безусловно, принадлежали к абхазо-адыгской этнической общности, говорили на языке асадзипсуа, нo подверглись
Толкование термина "гениохи" по З. В. Анчабадзе.

Абхазский ученый 3. В. Анчабадзе под гениохами, жившими между реками Ахеунта и Абаска (ошибочно принимал за Бзыбь), подразумевал также санигов, отмеченных в античных источниках II - VI вв. н.э., но в отличие от своих оппонентов потомками последних считал не сванов или мегрело-лазов, а позднесредневековых садзов-джигетов, которые не являлись ни абхазами и ни черкесами.

По 3. В. Анчабадзе, гениохи-саниги-садзы (джигеты), безусловно, принадлежали к абхазо-адыгской этнической общности, говорили на языке асадзипсуа, нo подверглись постепенной ассимиляции «спустившимися с гор убыхами», о чем свидетельствовал Г. Филипсон ещё в середине XIX в.

Приблизительно такого же мнения и Ш. Д. Инал-ипа, но в отличие от З.В. Анчабадзе гениохов (саниго-садзов) он считал древнеабхазским племенем.

Выводы 3. В. Анчабадзе и Ш. Д. Инал-ипа все же наиболее, как мы считаем, близки к истине, с учетом приведенных ими доказательств лингвистического, топонимического и фольклорного характера, а
также сведений из антично-раннесредневековых и средневековых источников.

При этом логически обоснованные выводы 3. В. Анчабадзе, как нам кажется, выглядят наиболее предпочтительно.

Вместе с тем необходимо отметить, что 3. В. Анчабадзе и Ш. Д. Инал-ипа, относя к античным санигам позднесредневековых садзов (джигетов), не полностью раскрыли истину, неоправданно сузив круг племен, которые в действительности выступали под термином «гениохи».

Последнее утверждение не покажется бездоказательным, если вспомнить свидетельства античных авторов.

Во-первых, практически все античные писатели термин «гениохи» употребляли лишь в собирательном значении, подразумевая, что под этим названием скрываются несколько племен.

Псевдо-Скилак считал гениохов ϻιξοɣενες (разнородные).

О смешанности и многоязычии гениохов писали также Страбон, Псевдо-Арриан и др.

[img]"[/img]

Во-вторых, сведения античных писателей о локализации гениохов на черноморском побережье Кавказа несколько расходятся.

Если абстрагироваться от восточнотрапезунтских гениохов (иганиехов) мегроло-лазского происхождения, живших возле юго-восточного угла Черного моря, то западнокавказские одновременно размещались в основном на приморском пространстве от Диоскурии (Сухума) до р. Ахеунта (Шахе).

Плиний Секунд указывал «племя саников» около Себастополиса. Ф. Арриан, инспектируя Восточное Причерноморье в 134 г., писал в своем отчете Адриану, что Себастополис (Сухум) расположен «на земле санигов».

Псевдо-Арриан же, живший в V в. н.э., учитывая сообщения многих своих предшественников, указывал, что гениохи жили в его время уже между реками Ахеунта и Абаска.

Здесь, по всей видимости, надо иметь ввиду, что гениохи по каким-то причинам (например, в результате походов римлян) в промежутке между II и V вв. сдвинулись к северо-западу по морскому побережью.

Однако северной границей их простирания оставалась та же р. Ахеунта, которая была зарегистрирована как пограничная с зихами ещё во время Ф. Аррнана (II в н.э.).

В-третьих, античные писатели гениохов отличали от абсилов, абасков, колхов и других племен, так как они перечислялись наряду с ними.

При этом Плиний Секунд (23 - 79 гг. н.э.), как отмечалось выше, четко различал гениохов и санников (санигов).

Он писал, что сперва (с юго-востока к северо-западу по морскому побережью) следуют абсилы, потом крепость Себастополь, до которого от Фасиса (Риони) 100000 шагов, потом следует «племя санников, город Киги, река и город Пений (Питиунт, Пицунда), наконец племена гениохов, различающиеся многими названиями».

Синтезируя все изложенное, приходишь к мысли, что определение 3. В. Анчабадзе, Ш. Д. Инал-ипа и др., видевших в гениохах санигов и более поздних одних только садзов-джигетов, скорее всего, ошибочное.

В доказательство сказанного можно сослаться на свидетельства ещё двух наиболее авторитетных античных писателей.

Известный географ Страбон (64 г. до н.э. - 24 г. н.э.) в своей «Географии» вполне ясно указал, что в I в. до н.э. у гениохов было четыре царя.

Ш. Д. Инал-ипа, очевидно, был прав, полагая, что эти цари «соответствуют основным этническим делениям внутри гениохов, которые... населяли черноморское побережье..., в непосредственной близости от «великого Питиунта»».

Отсюда, по всем канонам науки логика, следует один вывод - в составе гениохов было четыре не просто родственных, а близкородственных по языку и этнической культуре племени.

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)