admin
Опубликовано: 10:33, 10 февраль 2020
статьи

Принуждение ребенка как инструмент воспитания

Классическая ситуация, если хотите – проза жизни: хочется делать что-то одно, но обстоятельства диктуют свои правила. И поступать приходится совсем по-другому. Например, лежу я тотально просветленный на диване и смотрю передачи про рептилоидов, всем доволен. Хорошечно! Тут из ниоткуда материализуется моя жена и говорит: [i]«Ты чего это разлегся опять?» ...
Принуждение ребенка как инструмент воспитания

Классическая ситуация, если хотите – проза жизни: хочется делать что-то одно, но обстоятельства диктуют свои правила. И поступать приходится совсем по-другому. Например, лежу я тотально просветленный на диване и смотрю передачи про рептилоидов, всем доволен. Хорошечно! Тут из ниоткуда материализуется моя жена и говорит: «Ты чего это разлегся опять?»

Я говорю ей: «Как это разлегся? У меня вон сколько дел! Диван не лёжен, телевизор не смотрен!»

Но, шутки в сторону. Поговорим о воспитании наших детей.

Детям часто приходится что-то запрещать и принуждать их делать то, чего они сами по себе в данный момент делать не хотят. Часто такие действия обусловлены банальной необходимостью. С утра, например, надо умыться, собраться, и пойти в садик. На это есть объективные причины. Умываться и собираться – понятно, зачем. Я надеюсь, понятно ведь, с какой целью люди умываются? Или мне опять придется в комментариях давать пояснения, зачем мы это делаем?

Почему мы ходим в садик, я писал в отдельной статье, повторяться не буду.

А ребенку все эти действия и манипуляции не особо интересны, как таковые. Дай ему волю, он бы сидел играл дома, бегал по детской площадке, спал и кушал. Какое уж там умывание. Но без этого никуда. И задача родителей – привить нормы поведения и базовые привычки для жизнедеятельности.

Закономерный вопрос – зачем я это вообще пишу? А пишу затем, что иной раз родительские указания идут вразрез с логикой и тем, что происходит на самом деле. Я поясню.

«Поиграли, и хватит. Пойдем домой» – говорят родители, которые устали сидеть на детской площадке и сами хотят уже отдохнуть.

«Так, хватит сидеть, пойдем спать, а то с утра не встанешь» – так вы и скажите прямо, что это вам пора спать, иначе вы не встанете с утра, а не ребенок.

Вот некоторым людям кажется, что они зрелые, что-то там поняли в этой жизни. Для любого своего действия ищут логическое объяснение или оправдание. Усталость от каждодневной работы, куча домашних дел, нехватка денег и прочее.

Как-то мы гуляли с дочкой во дворе, и она никак не хотела идти домой. Я и подумал – объективных причин для нее идти именно сейчас домой нет. Кушать она не хочет, на улице тепло, она не устала. Причин идти домой нет и у меня. И я с тех пор взял за правило – давать ребенку столько времени на его дела, сколько ему надо. Это нам, взрослым, может показаться, что в действиях детей нет никакого смысла. Ну, камушки перекатывает, что-то перебирает сидит, и все.

На самом же деле они наполнены смыслом, и возможно, даже неким целеполаганием. И под собственным нежеланием провести лишнее время с ребенком, мы лишаем его возможности доделать свои дела, совершить какие-то интересные открытия, провести время с пользой. Отрываем его от игры дома, заставляя идти собирать игрушки. Тащим домой, не дав вдоволь нагуляться. Перестаем читать ребенку книжки, потому как сами устали разглядывать текст, а не потому что ребенок уже наслушался.

Конечно, я сейчас говорю не про все ситуации. Надеюсь, не возникнет вопросов, что если есть разумная причина, то картина уже будет совершенно другая. Иной раз можно и проявить жесткость, не поддаваясь на нежелание ребенка что-то делать. Ведь родительская цель – это, в том числе, и воспитательная. Но если у вас нет каких-либо неотложных дел или иных причин, то лучше уделить время ребенку. Дети очень быстро растут. И то, что вы не дали ему сделать сейчас, через какое-то время восполнить будет тяжело. Банально, у него может отпасть в этом необходимость. Гештальт так и останется не закрытым.

Подумайте об этом сейчас, чтобы не пришлось по прошествии времени сидеть, обхватив голову руками, и причитать, почему я с ранних лет навязывал своему ребенку модель поведения, которая ему не нравится? Как же так? Что я за изверг? Неужели, я животное?! Невозможно! Но, увы, это так… Этот процесс уже необратим, я оказался в клетке своих собственных заблуждений. Как же я был неправ тогда!

Тем более, когда есть возможность всего этого не делать, а поступить по совести.

Надолго ли вас хватает или как поднадоело, сразу же заканчиваете все детские игры и идете заниматься своими делами?

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)