admin
Опубликовано: 10:21, 03 март 2015
Культура

Животноводство

Исторические известия о хозяйственных занятиях древних адыгских племен фрагментарны, но тем не менее, благодаря, в том числе археологическим исследованиям, мы знаем, что меоты, синды, керкеты, зихи занимались разведением крупного и мелкого рогатого скота и лошадей, а также свиней. Животноводство было вторым после земледелия основным занятием адыгов. Домашний скот поставлял людям съестные продукты (молоко, сыр, масло, мясо и пр.), материал для одежды и обуви (шерсть, овчина, кожи и пр.), рабочую силу для обработки полей и перевозки
Животноводство
Исторические известия о хозяйственных занятиях древних адыгских племен фрагментарны, но тем не менее, благодаря, в том числе археологическим исследованиям, мы знаем, что меоты, синды, керкеты, зихи занимались разведением крупного и мелкого рогатого скота и лошадей, а также свиней.

Животноводство было вторым после земледелия основным занятием адыгов. Домашний скот поставлял людям съестные продукты (молоко, сыр, масло, мясо и пр.), материал для одежды и обуви (шерсть, овчина, кожи и пр.), рабочую силу для обработки полей и перевозки тяжестей. Животные давали также удобрение для полей. Наконец, скот являлся мерилом стоимости и основной платежной единицей при торговых сделках, уплате выкупа за невесту, штрафа за кровь, увечье, бесчестье и т. д.

Зарождение скотоводства на Северном Кавказе археологи относят к периоду неолита, так как именно этим временем датируются кости домашних и диких животных, найденные на поселениях первобытного человека.

Установлено, что видовой состав домашних животных, как и растений, определялся естественно-географическими условиями и вертикальной зональностью. В далеком прошлом на Северном Кавказе в стаде преобладали крупный рогатый скот (быки, коровы) и свиньи, содержались также козы и овцы.

Появление коневодства исследователи связывают со скифами и сарматами - ираноязычными степными кочевниками (не ранее VII в. до н. э. - Т. П.).
О производстве и переработке продуктов животноводства древними кавказцами известно немного, но можно смело сказать, что, к примеру, традиция сыроварения у горцев относится к глубокой древности. Именно этим объясняется высокая культура приготовления сыра, который делали как из коровьего, так и из овечьего молока. Для того, чтобы сыр дольше сохранялся, его коптили до твердости. Полученный сыр не терял своих качеств в течение нескольких-лет.

Из молока делали масло, кислое молоко, др. Хранили обычно в деревянной и керамической посуде, использовали и кожаную.

С развитием овцеводства и увеличением поголовья овец появился целый ряд таких домашних промыслов, как изготовление сукон, войлоков и кожаных изделий.

Источники XVIII-XIX вв. являются наиболее многочисленными, содержательными и полными. Они говорят о том, что горные адыги держали большие стада крупного и мелкого рогатого скота, овец, а также лошадей.

Один из европейских авторов (1836) с изумлением и восхищением наблюдал «огромность стад баранов, коз, коров и лошадей, пасущихся по всем направлениям» на склонах береговых невысоких гор, где «травы чрезвычайно густы и часто одной вышины с пасущимся скотом».

И все же, в связи с ограниченностью удобных для выпаса земель, скотоводство у горных адыгов не приобрело столь значительного размера, как у равнинных.

Горцы имели свои породы домашних животных, хорошо приспособленные к условиям края. Очевидцы и исследователи отмечают малорослость местных пород скота, его выносливость и продуктивность. Так, известный французский ученый и путешественник Дюбуа де Монперэ (1833) пишет, что «у черкесов много скота: лошадей, быков, коров, баранов и, в особенности коз», а «некоторые имеют более тысячи баранов и пятисот коз». Одновременно он отмечает, что весь этот скот «мелкой породы».

На то же указывают и другие авторы, в том числе агроном И. JI. Серебряков: «Горский рогатый скот и лошади,- пишет он,- отличались малым ростом, выносливостью». В своем отчете автор подчеркивает также, что причерноморские адыги «содержали громадное количество скота», однако «пастбищ и лугов чрезвычайно мало... Земли шапсугов и натухайцев не были способны к большому развитию скотоводства».

Горцы занимались исключительно экстенсивным скотоводством. На летний период (май-сентябрь) лошадей, овец, коз отгоняли на высокогорные альпийские пастбища.

Скот и лошадей (кроме верховых) практически круглый год содержали под открытым небом и на подножном корму, но, по словам Клингена, «на январь и февраль, особенно на случай суровых зим ... у горцев заготовлялись еще летом воздушные силосы из молодых ветвей и листьев древесных пород». Он уверяет, что листья сохранялись зелеными до следующего года. Первое сообщение о таких «силосах», уложенных «в коническую кучу, обрубленными концами наружу», принадлежит, по-видимому, JI. И. Серебрякову. Заготовка корма для скота подобным способом производилась в сухую погоду, после исчезновения росы.
Хотя природные условия позволяли значительную часть года (9-10 месяцев) держать скот на подножном корму, адыги вели в широких масштабах заготовку сена. Таким образом, сенокошение у них служило необходимым дополнением отгонной системы. Без этого условия скотоводство в Черкесии не достигло бы того относительно высокого уровня, на котором оно находилось в рассматриваемое время.

Шапсуги продолжали заниматься животноводством и во второй половине XIX в., но уже домашним. По сведениям А. В. Верещагина (1873), жители селения Лесного (Псахо) держали лошадей, рогатый скот, овец, коз, последних - более всего. Автор конца XIX в. сообщает, что адыги Сочинского округа «ведут обширное (по его представлению.- Т. П.) скотоводство», разводя, опять же, преимущественно овец и коз.

У адыгов, как и других народов Северного Кавказа, существовала определенная система выращивания и воспитания скота, прекрасно приспособленная к местным условиям и требовавшая вместе с тем немалых трудов и забот.

Каждый вид скота пользовался особым уходом. Крупный рогатый скот, овцы и лошади содержались отдельно, кормились и выращивались по определенным, выработанным вековым опытом правилам.

По словам Хан-Гирея, в Черкесии «о воспитании рогатого скота прилагают довольно попечений; содержат в зимнее время в теплых хлевах и тогда кормят трижды в день сеном, а именно: на утро, в полдень и на ночь; также и поят в сутки по два, а иногда и по три раза. Само собою разумеется, что больных и слабых держат в особенных хлевах, летом же на ночь загоняют скотину в летние хлевы».

Таким образом, адыги проявляли немало умения и забот, чтобы поставить скотоводческое хозяйство на высокую ступень развития. Для этого требовался, без сомнения, упорный труд многих поколений.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)