zara
Опубликовано: 23:02, 09 октябрь 2011
Диаспора

Тюльпанное дерево - память природы и истории

В городе Сочи на территории Сочинского национального парка, расположено огромное количество достопримечательностей, которые с большим удовольствием посещают наши гости. Сочи – федеральный курорт, один из крупнейших бальнеоклиматических курортов мира. Расположен на южном макросклоне Западного Кавказа на берегу Чёрного моря, входит в состав Краснодарского края. Площадь города 3502,5 кв. км, протяжённость вдоль берега моря – 145 км, северная граница проходит по Главному Кавказскому хребту, удалённому от берега моря на 30-50 км. Более 80
Тюльпанное дерево - память природы и истории
Тюльпанное дерево - память природы и историиВ городе Сочи на территории Сочинского национального парка, расположено огромное количество достопримечательностей, которые с большим удовольствием посещают наши гости.
Сочи – федеральный курорт, один из крупнейших бальнеоклиматических курортов мира. Расположен на южном макросклоне Западного Кавказа на берегу Чёрного моря, входит в состав Краснодарского края. Площадь города 3502,5 кв. км, протяжённость вдоль берега моря – 145 км, северная граница проходит по Главному Кавказскому хребту, удалённому от берега моря на 30-50 км. Более 80 % территории города занимает растительность. Из 3 тысяч названий растений 22 % составляют реликты, 24 % эндемики.
История черноморского побережья очень богата событиями и подтверждается теми археологическими памятниками, которые повсеместно находят археологи, геологи или просто любители путешествий (туристы).
Одним из памятников природы и является Тюльпанное дерево, о котором пойдёт речь в данной работе. Дерево находится в месте, где когда-то располагался русский военный форт, в строительстве которого приняли участие сосланные на Кавказ декабристы. Датируется 1839-1954 годами. Является памятным местом местного значения, поставленным на государственную охрану решением крайисполкома от 26 августа 1981 г. №540.
С Тюльпанным деревом связано огромное количество легенд и историй, которые многие считают правдивыми. Глядя на само дерево, удивляешься тому, что, несмотря на свой преклонный возраст, оно ещё неплохо выглядит. В весенний период, когда дерево покрывается листвой и цветами, все местные жители и гости понимают, что жизнь продолжается, не смотря не на что.

А посреди Рая древо животное, еже есть божество,
И приближается верх того древа до небес.
Древо то златовидно в огненной красоте…
Исходит от него сладкое благоуханье,
А от корня его текут млеком и мёдом 12 источников.
Из рукописи 16-го века.

Тюльпанное дерево находится на территории бывшего Головинского форта в 500 метрах от устья реки Шахе. Оно поражает своими испалинскими размерами и древней шершавой корой. Ствол дерева чем-то напоминает ногу гигантского слона или сказочной птицы Рух.
Тюльпанное дерево - это красивейшее, эффектное дерево с густолиственной кроной широкопирамидальной формы, имеет лавровидные бледно-зелёные крупные листья размером 15х15 см. Высота дерева 26 м., диаметр ствола 2 м., размер кроны 27х20 м. В конце ноября, перед опаданием, они приобретают красивую золотисто-оранжевую окраску. Цветки этого дерева напоминают по внешнему виду тюльпан.
Цветки зеленовато-золотистые снаружи, внутри - светло-зелёные с ярко-оранжевым пятном. Они очень многочисленные. Имеют очень слабый, но приятный специфический запах. Дерево зацветает на 6 – 8 году своей жизни. Цветёт в мае – июне. В срезе цветки держатся 10 – 12 дней, причем бутоны распускаются. В цветках содержится большое количество нектара. Мед – ароматный, красноватого цвета.
Плод – сложная листовка из множества двусемянных крылаток, созревает в октябре – ноябре. Всхожесть семян очень низкая. Размножается семенами и прививкой в мае на сеянцы магнолии. Дает самосев, растет быстро, ветро- и морозоустойчиво. Взрослые деревья выносят до 25 градусов мороза. Требовательно к влажности воздуха и почвы. Не выносит извести в почве.
Пересадку во взрослом состоянии переносит плохо, хорошо формируется резкой. Древесина ценных технических качеств – с желтоватым и красно-коричневым ядом и белой заболонью. Идет на мебель, фанеру, бумагу. В Англии древесину называют «канареечным деревом», в США «желтым тополем». В коре содержится хинин. В противоположность хинному дереву не утрачивает хинносных свойств после пересадки. Раны на дереве залечиваются быстрее, чем успеет загнить древесина.
Головинское тюльпанное дерево относится к виду лириодендронов. Ещё в третичный период (48 млн. лет назад) этот вид был распространен по всему земному шару. Его ископаемые останки находят на Кавказе, Средней Азии, Прибалтике, на Украине.
В 1753 году знаменитый шведский натуралист, классификатор флоры и фауны, Карл Линней, изучив и детально описав этот вид, присвоил ему научное латинское название «лириодендрон тюлинифейра», то есть лирное дерево тюльпанное. В названии отражено внешнее сходство листа дерева с лирой (кифарой) легендарного певца Орфея, а цветка – с тюльпаном. Ботаники относят его к семейству магнолиевых. Родина его – восточные леса США. В оптимальных условиях дерево достигает 75 метров высоты и доживает до 550 лет.
Великовозрастные экземпляры лириодендронов у нас в стране сохранились только в Головинке и в Калининграде. Причём головинский – наимощнейший из всех. Молодые же посадки можно увидеть почти повсеместно. В сочинском Дендрарии есть разные виды Китайского лириодендрона цветущие и плодоносящие.
Дерево это называют ещё Лиран Раевского. История рассказывает нам, почему головинскому тюльпанному дереву дано такое название.
Осенью 1840 года генерал-лейтенант Николай Николаевич Раевский младший (1801-1843), командовавший тогда укреплениями Черноморской береговой оборонительной линии, простиравшиеся от Сухуми до Керчи, собственноручно посадил это дерево у восточного бруствера первого головинского укрепления. Саженцу лирана, так кратно именовал дерево сам Раевский, было не более трех лет. В его числе многих полезных и изящных растений привезли сюда из Крыма, из Никитского ботанического сада по просьбе Раевского.
В коре дерева содержатся танниды, заменяющие хинин, что немаловажно было тогда в малярийной зоне Субаши. Раевский очень дорожил лираном и для его охраны учредил военный пост, просуществовавший до конца 19 века. Охранялся лиран и в наши дни до 1926 года.
Тюльпанное дерево не только уникальный памятник природы, но и памятник истории.

Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки,
Но лишь оковы обрели …

Каждому незнакомы эти строки поэта-декабриста Одоевского, написанные им в ответ на послание А.С.Пушкина. На мемориальной доске высечены имена декабристов, которые были сосланы на Кавказ. Девять декабристов и польских патриотов, разжалованы в рядовые, участвовали в десанте и постройке 7 форта Черноморской береговой линии в 1838 – 39 гг. среди них был А.И. Одоевский, гостем командования был художник маринист И.К. Айвазовский, написавший под впечатлением боя картину «Высадка десанта у реки Шахе». Многие из декабристов погибли: кто-то от пули горцев, кто-то от господствовавшей тогда здесь малярии.
Дереву шел уже 18 год, когда в 1854 году убыхи, одно из многочисленных тогда адыгских племён, проживавших до окончания Кавказской войны на огромной территории от восточного берега реки Шахе до реки Псоу, разрушили остатки форта, оставленного гарнизоном, оттянутым в Крым. Это было уже большое дерево. А садоводство убыхов было возведено в религиозный догмат, и лиран они не тронули.
Через 10 лет в 1864 году Даховский отряд восстановил Головинское укрепление и возобновил охрану лирана. В 1912 году Акционерное общество Русского купечества намеревалось построить здесь курорт «Лиран», но помешала война 1914 – 1918 г.
У местных жителей и старожилов адыгов – шапсугов есть своя версия появления этого дерева. Они рассказывают легенду о появлении тюльпанного дерева, которая передаётся из поколения поколениям.
Существует, правда, немногочисленные источники, способные осветить отдельные страницы истории знаменитого дерева. В основном это свидетельства очевидцев и участников событий, происходивших в долине Шахе более чем 60 лет тому назад.
Как известно, в 1839 году Черноморский флот высадил в устье р. Шахе военно-морской десант. Эскадрой командовал адмирал М.П. Лазарев, Десантными войсками – генерал Н.Н. Раевский. Успех десанта обеспечивал непрерывный артиллерийский огонь по берегу моря, который велся поочерёдно со всех кораблей, высадочных средств и судов сопровождения вплоть до момента высадки войск.
С рассветом 3 мая, ночевавшая в море на рейде Шахе эскадра, подошла к берегу и высадила десант. В это время, по словам генерала Раевского, горцы стягивали свои силы к месту ожидаемой высадки войск, а «20 или 30 начальников разъезжали верхом по равнине под вековым деревом, человек 500 стояли на коленях и перед ними мулла в белой чалме. Горцы молились: это предвещало их решимость защищаться донельзя».
В это время «корабли открыли огонь, он без умолку продолжался четверть часа». Как писал участник десанта декабрист Н.И. Лорер, от этой артиллерийской канонады «грохотало эхо и лес валился, как скошенная трава». По выражению Лорера, «на этот раз Раевский вносил русское оружие в землю убыхов, и по всему заметно, что нам не дешево достанется это святое место, как сами горцы его называют».
Защитники долины сражались мужественно и отчаянно, но силы были слишком неравны. «Ужасное действие морской артиллерии,- писал Раевский, - принудила горцев оставить прибрежные окопы» они «чрезвычайно медленно, с большим спокойствием» начали отступать через рощу к горе.
По окончании боя в русский лагерь прибыли представители горцев для выкупа тел своих погибших соплеменников. Среди прибывших источник, называет, известного своей храбростью и влиянием, Биарслана Алхасоко Берзека, племянника видного военного и политического лидера горцев Западного Кавказа 1820 – 1840 г. убыха Хаджи Исмаила Дегумыко Берзека, и другого убыхского дворянина по имени Тюльпар.
Разъясняя генералу Раевскому, видимо по его просьбе, причину упорного сопротивления защитников Шахе, они сказали, что «прибрежная роща» была издавна Тагапк (место моления определённой общины), то есть священный лес (Тхьач эгъ – «под покровительством бога»), куда они стекались для языческих обрядов и народных совещаний. Потому-то при виде флота, они произнесли торжественную клятву: «умереть до последнего, но не допустить неверных до осквернения святыни». Часть священных деревьев погибла во время обстрела, другие были вырублены при устройстве лагеря, засек, в целях расширения плацдарма для высадки и обзора местности. В результате из этой рощи уцелело только одно дерево – молчаливый свидетель тех трагических событий.
В нем есть что-то широкое, могучее и былинное. Прикоснешься к нему и услышишь как:
На море-океане; на острове Буяне
Стоит Древо ливанское, листья митрофанские,
Корни чубатанские, а цветы ангельские;
Как на тоём то Древе древлянском
Птицы Райские поют песни царские.
И никто его не обымает: ни царь, ни царица,
Ни краса девица;
а кто мимо пройдёт, всякого примет…
А может и действительно это дерево ливанское? Местные горцы почитают его священным и называют Меран или Пегьэмбар чъыг, что означает Древо Пророка, и рассказывают о его появлении следующее:
«В незапамятные времена сам пророк Созреш перешёл Чёрное море «по воде яко по суху» с чудесным Посохом. Он остановился на правом берегу большой горной реки, впадающей в море. Пророк воткнул свой посох в землю именно здесь, в местности, которую горцы называют Шэхэпэкъал и стал готовиться к намазу. Пока шла молитва, посох пророка чудным образом пустил корни и зазеленел».
По другой версии, Созреш у адыгов – бог земледелия, домашнего благополучия и, одновременно, покровитель путешественников. Священный Посох Созреша с семью сучьями в старину хранился в каждом адыгском доме или в хлебном амбаре. Перед посохом каждая семья горцев совершала обряд моления, прося Созреша дать хороший урожай и благополучия в доме. Очевидно, что первоначально Священное Дерево Пегъэмбар чъыг было посвящено древнему божеству Созрешу. С принятием же горцами ислама, Созреша стали называть пророком. Вот что пишет по этому поводу Дюбуа де Монпере:
«Сеосерес (адыгейское Сузереф – пророк, посредник между Богом и людьми)- большой любитель путешествий, и ему подчиняются ветры и воды; его особенно почитают шапсуги и натухайцы. Почти в каждой семье есть такое божество; осенью, в день празднования, его торжественно вносят в дом при громе инструментов, употребляемых для религиозных церемоний, и радостных криках всех обитателей жилья, поздравляющих божество с благополучным прибытием; оно уставлено маленькими свечками, и на его верхушке прикреплён круг сыра; вокруг него пьют бузу, едят и пьют.»
Интересно, что Сеосерес удивительным образом напоминает нам египетского Осириса, также покровительствовавшего производительные силам природы и земледелию. Древо Осириса таинственным образом даровало победу над смертью. На египетских изображениях сквозь гроб Осириса прорастает зелёное древо, как символ умирания и возрождения в иную лучшую жизнь. Вот из какого Посоха выросло наше Чудо-дерево, которое и поныне каждую весну радует своими цветами- тюльпанами. Если очень захотите убедиться, то приезжайте сюда числа 10-20 мая; увидите Чудо в цвету.
Дерево дважды особенно сильно было повреждено во время грозовых разрядов. Последний раз это произошло четверть века назад. Тогда благодаря стараниям специалистов дерево удалось спасти. Образовавшиеся в его стволе трещины зачистили, раны продезинфицировали и заполнили внутреннюю часть поврежденного центрального ствола специально приготовленной мастикой.
Так и простояло дерево до последнего времени, пока в очередной раз не почувствовало на себе разгул необузданной стихии. Трещина в стволе, как всем казалось, давно успевшая зажить, затянуться, начала расширяться. На вершине его две огромные ветви. Они создают немалую нагрузку центральному стволу, Словно разводят, разламывают его, те самым расширяют трещину. Особенно сильна нагрузка во время ливневых дождей, ветра, снегопада на верхнюю часть ствола, где трещина особенно быстро и сильно расширяется. Саму трещину и образовавшуюся полость внутри ствола, нужно зачистить, продезинфицировать и заполнить специальным раствором, состав которого определяют учёные. Последний сильный снегопад усугубил положение. Местные жители забили тревогу. Головинский лиреодендрон и расположенный рядом памятник ссыльным на Кавказ в 19 веке декабристам с советских времён находится под защитой государства, но в последние годы, учитывая равнодушие к святыням нового государства, остались никому не нужным.
Очень хочется надеяться на то, что люди всё-таки вспомнят о том, что это дерево – есть история города, история человечества.


ИА НатПресс
Ученица 11 А класса
СОШ №78 Чугунова Ангелина.
Руководитель: учитель географии Алиева М.А.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)