zara
Опубликовано: 12:32, 01 август 2011
Диаспора

Югославские адыги: возвращение на родину. История вопроса

История появления адыгов (черкесов) на Балканах связана с итогами Кавказкой войны, в которой черкесы приняли активнейшее участие. Именно с ними пришлось столкнуться России при покорении Северо-Западного Кавказа. Состоящие из двенадцати субэтнических образований, они оказали ожесточенное сопротивление экспансии русского царизма, не сложив оружие и после падения имама Шамиля.
Югославские адыги: возвращение на родину. История вопроса
История появления адыгов (черкесов) на Балканах связана с итогами Кавказкой войны, в которой черкесы приняли активнейшее участие. Именно с ними пришлось столкнуться России при покорении Северо-Западного Кавказа. Состоящие из двенадцати субэтнических образований, они оказали ожесточенное сопротивление экспансии русского царизма, не сложив оружие и после падения имама Шамиля.

Несмотря на многолетнюю борьбу за независимость, им все-таки было нанесено поражение, и в 1864 году боевые действия в Черкессии в основном прекратились. После поражения адыгам была уготована трагическая судьба. По заранее разработанному плану оккупационных властей они стали насильно выселяться из своих земель. Как нежелательному этническому элементу, им предопределялось либо выселиться в Турцию, либо покориться. Свободолюбивые горцы выбрали первое. Хочется оговориться, что план депортации адыгов был разработан еще задолго до окончания военных действий. Суть его состояла в формуле “Черкессия без черкесов”.

В результате такой политики адыги оказались в пределах Османской империи и были расселены в различных ее областях: на Ближнем Востоке, собственно Турции, Египте и Балканах. Черкесские поселения в Балканских владениях Турции стали создаваться по проекту Мидхат-паши, одобренному султаном. Адыгами –переселенцами(махаджирами) заселили пространство от устья Дуная до Боснии и Герцеговины. Основная задача махаджиров заключалась в несении миоицейской службы в местах расселения. Они должны были подавлять выступления коренного населения против турецких властей. По словам Ф.Канитца, оставившего исследование о Балканах той эпохи, “черкесским колониям, как и татарским переселенцам, прибывшим несколько лет тому назад, было назначено населять клин, идущий с востока на запад, в противоположном направлении магометано-албанскому элементу, которому они в случае нужды могли бы подать руку и таким образом составить живую пограничную изгородь между христианскими болгарскими массами и их единоверцами серьами”. Другими словами, им определялись функции, вмененные некогда российским командованием, казачьим войскам, разделившим укрепленными линиями территорию Северного Кавказа.

Переселение горцев в свои европейские владения было выгодно для Турции. Во-первых, это были прекрасные боевые силы. Во-вторых, перенесшие многочисленные лишения и страдания, утратившие родину, махаджиры были озлоблены. Они видели в христианском населении Балкан единоверцев русских, изгнавших их с Кавказа. Османы удачно использовали настроения среди черкесрв в своих целях. Естественно при этом у представителей коренного населения создался негативный образ, отображающий черкесов, как душителей свободы, головорезов и разбойников.

В последующем подразделения адыгов-махаджиров приняли активное участие в русско-турецкой войне 1877-78 гг на Балканах и после поражения Турции, большая часть их покмнула бывшие европейские владения осман. Небольшие анклавы адыгов остались лишь в некоторых областях вновь созданных Балканских государств, а именно: македонии и Сербии (Косово). До 1912 года Косово являлось частью Османского государства, после вошло в состав Сербо-Хорвато-Словенского королевства.

Во время второй мировой войны основная часть адыгов воевала в партизанских отрядах И. Б. Тито, участвуя в движении антифашистского сопротивления. Остальные соблюдали нейтралитет, не считая нужным вмешиваться в ход событий, тем не менее, по окончании второй мировой войны, с утверждением в Югославии коммунистической идеологии, многим адыгам, участникам сопротивления, поступили предложения о сотрудничестве с местными партийными органами. Отмеченная сербами доблесть и мужество черкесов во время войны, их организаторские способности, оказались востребованы новыми властями Югославии. По воспоминаниям очевидцев событий тех лет, в черкесские селения специально присылались партийные функционеры, буквально просившие адыгов начать специальное обучения для дальнейшей работы во властных структурах СФРЮ. Но адыги отклонили данное предложение, опасаясь растерять свою национальную самобытность в связи с возможностью идеологической и этнической ассимиляции.

Начало государственного строительства социалистической Югославии, было сопряжено с рядом негативных процессов в области национальной политики, отрицательно сказавшихся на судьбе адыгов. Министр внутренних дел Ранкович, за спиной Тито разработал план так называемой мирной депортации. Составной частью данного плана являлось распространение посредством специальных агентов информации среди мусульманского населения Сербии (албанцев, турок, черкесов) о предстоящих репрессиях и насильственной христианизации. Целенаправленная политика Ранковича не прошла даром, большая часть адыгов покинула СФРЮ, эмигрировав в Турцию (50-60 гг). В черкесском анклаве остались лишь три адыгских селения в районе Косово. Параллельно с указанным процессом с конца 60-х годов наметилась тенденция массового притока албанского населения в места компактного проживания адыгов, сопровождавшаяся возрастанием межэтнической напряженности.

До начала 80-х годов адыги поддерживали вполне добрососедские отношения с сербами. Но албанцы Косово, получившие большую автономию в 1974 г., оказывали постоянное давление на адыгов, проводя в их отношении политику дискриминации. При устройстве на работу основным критерием профессиональной пригодности являлось знание албанского языка, также выдвигалось требование изменения национальности с адыгской на албанскую. Албанцы открыто называли их русскими требуя, чтобы адыги уезжали в Россию.

После смерти Тито, в целях закрепления за Сербией вечных прав на Косово, были разработаны мероприятия известные как дифференциация населения. В этой связи каждый гражданин письменно заявлял о своей лояльности к руководству Сербии и неучастии в сепаратистских движениях. Адыги, относившиеся вполне доброжелательно к сербам, успешно прошли проверку на благонадежность. Это был один из наиболее благоприятных периодов в истории косовских адыгов. У них появилось официальное разрешение сербских властей на изучение в школах родного языка.

С развалом СФРЮ и началом проведения все более жесткой политики сербов в Косово, связанной с сепаратистскими движениями албанцев и политической атмосферой войны в бывшей Югославии, отношения адыгов и албанцев окончательно испортились. Занимавшим просербские позиции адыгам (в противовес албанской угрозе) постоянно заявлялось, что им больше нет места в Косово. В условиях непрекращающихся угроз и шантажа сербские власти раздали адыгам оружие для самообороны.

Идея возвращения на историческую родину всегда жила в сердцах адыгов Косово, единственного места компактного проживания потомков кавказких махаджиров. Однако во времена социалистической Югославии ее реализация была невозможной, в связи со сложившимся статус-кво в социалистическом лагере.

Документы, отражающие процесс репатриации адыгов из Косово, свидетельствуют о том, что решение этой проблемы имело непростой характер. Необходимо было, чтобы она решалась на государственном уровне: провести переговоры с югославской стороной, найти правовой механизм репатриации, решить вопрос о собственности и имуществе переселяющихся, оформление гражданского статуса после переселения. Одним словом целый комплекс дипломатических, правовых и зозяйственно-технических вопросов, для решения которых не хватило бы естественного стремления косовских адыгов вернуться на историческую родину.Нужна была тяжелая и кропотливая работа: постоянные контакты различных государственных лиц и служб республиканского и федерального уровня, взаимодействие и диалог с югославской стороной, в том числе и с адыгской общиной. Действительно, такая работа была проведена, наиболее красноречиво об этом свидетельствуют сами документы.

1 августа 1998 года специальным рейсом Министерства по чрезвычайным ситуациям из Белграда в Минеральные воды прилетело 76 человек (более 20 семей), что составляет часть адыгской общины Косово. Так было положено начало реализации постановления Российского правительства от 3 июля 1998 г. №690. Всего из Косово приехало 181 человек.

Значительная часть расходов на переселение были покрыты из специально созданного в Адыгее фонда помощи репатриантам, куда поступали добровольные пожертвования от представителей многочисленной черкесской диаспоры и от адыгов бизнесменов и предпринимателей, проживающих в нашей стране.

После репатриации на первое место вышла проблема адаптации и обустройства новых граждан России. Из российского бюджета по линии Федеральной миграционной службы на строительство жилья было выделено 9,6 млн. рублей. Спонсорскую помощь в этом важном деле оказали руководители крупных предприятий республики, известные в стране и регионе лица, в числе которых губернатор Краснодарского края Н.И. Кондратенко и президент нефтяной компании “Лукойл” В.Ю.Алекперов.

Место нового поселения в окрестностях г.Майкопа выбрали сами репатрианты, дав ему прекрасное название Мафэхабль, что в переводе с адыгского языка означает “Счастливый аул”. В новом населённом пункте планируется строительство 22 домов, где будут жить 38 семей адыгов – репатриантов. Семь из них уже отметили новоселье, строительство и заселение остальных домов должно завершиться до конца 2000 года.

Число репатриантов, конечно же, малое и глубоко заблуждаются те, которые утверждают, что репатриация адыгов может оказать негативные последствия на демографическую ситуацию в Адыгее.

Решая глобальные задачи международной стабильности, провозглашая “гуманитарную интервенцию” и декларируя защиту краеугольного принципа демократии – прав человека, “сильные мира сего” не могли слышать тихий голос крохотной, уникальной этнической общины – косовских адыгов, у которых тоже древняя культура, родной язык, прекрасные песни, а самое главное – Богом данное естественное право – право на свою историческую родину. “Теряющий родину – теряет все”, гласит народная мудрость. Косовские адыги, лишенные ее около 140 лет назад, обрели ее вновь, благодаря активной дипломатической и политической работе властей РА и РФ, и пусть новое обретение принесет им и всем нам мир и покой на нашем Северном Кавказе.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)