admin
Опубликовано: 09:09, 28 июль 2020
История

Мамлюки. Войны-рабы.

Черкесские мамлюки (мамелюки) в Египте. Воины-рабы. На протяжении многих веков система военного рабства имела для государств исламского мира огромное значение. Она служила основой военной мощи мусульман, которые руками гулямов, кюлеменов, янычар и мамлюков одержали немало славных побед над последователями креста. Однако лишь мамлюкам удалось превратиться из воинов – рабов в феодальных сеньоров, в течение более пятисот лет возглавлявших сирийско-египетскую империю Айюбидов, занимавшую стратегическое положение между Западом и Востоком.
Мамлюки. Войны-рабы.

Черкесские мамлюки (мамелюки) в Египте. Воины-рабы.

На протяжении многих веков система военного рабства имела для государств исламского мира огромное значение. Она служила основой военной мощи мусульман, которые руками гулямов, кюлеменов, янычар и мамлюков одержали немало славных побед над последователями креста. Однако лишь мамлюкам удалось превратиться из воинов – рабов в феодальных сеньоров, в течение более пятисот лет возглавлявших сирийско-египетскую империю Айюбидов, занимавшую стратегическое положение между Западом и Востоком. При этом важнейшую роль в мамлюкской системе играли черкесы(адыги) – выходцы с Кавказа, поскольку большую часть воинов, в средний и поздний период существования мамлюкского султаната, ему поставляла именно Черкесия. 

Мамлюки. Войны-рабы.

По-арабски слово мамлюк (мамелюк) означает раб («тот, кем владеют»). Однако фактически, в отличие от рабов по рождению, мамлюками (мамелюками) считали только приобретенных, обязательно белых рабов, которых использовали в качестве солдат и телохранителей. Причем этот термин распространялся не только на невольников, но и на тех из них, кто за военные заслуги получал свободу и, по существу, становился наемником мамлюкского происхождения. И если турецкие янычары по праву считались лучшей пехотой мусульман , то египетские мамлюки (мамелюки) заслужили славу лучшей кавалерии исламского мира.

Реформа Салах ад-дина.

В 1171 году султаном Египта стал Салах ад-Дин (или Саладин, как его принято называть в христианском мире), низложивший династию Фатимидов и основавший курдскую династию Айюбидов. На его долю выпало нелегкое бремя собирателя мусульманских земель и отражения первых крестовых походов. При нем же начался и новый этап в истории воинов - рабов. Салах ад-Дин внедрил в Египте раздачу мамлюкам (мамелюкам) и их эмирам (предводителям) икта (земельных наделов), за службу в гвардии, армии и на флоте. С этого момента мамлюки (мамелюки) стали превращаться в феодальных сеньоров Египта. С их помощью Салах ад-Дину удалось объединить Египет и Сирию в единое государство, для успешного ведения войны с крестоносцами, и нанести им несколько тяжелых поражений, приостановивших христианскую экспансию.

[img]"[/img]

Столпы ислама.

Защитив исламскую цивилизацию от безжалостных крестоносцев и диких орд монголов, мамлюки приобрели исключительный авторитет в мусульманском мире. По представлениям мусульман земля ислама всегда была единым целым и должна была иметь единого вождя и наставника. Таковыми в глазах правоверных стали мамлюкские правители Египта – «заступники веры», «столпы ислама». Их власть признавалась в Мекке и Медине, их воины охраняли паломников, а их эмиры руководили хаджем. Кроме того, египетские султаны обладали единоличным правом отправлять священное покрывало для Каабы – святыни всех мусульман. Отстаивая своё право на титул «султан ислама» от посягательств других влиятельных владык мусульманского мира, мамлюкские правители не останавливались даже перед угрозой вооруженного конфликта. Вместе с тем, ни адыги, ни кипчаки, составлявшие костяк мамлюкской корпорации, никогда не отличались религиозным фанатизмом и с большой долей терпимости относились к христианам и иудеям, проживавшим внутри страны.

Мамлюки речные и мамлюки башенные.

В период правления мамлюкского султана Калауна (1279-1290) его личные гвардейцы, набиравшиеся в основном из черкесских невольников, размещались в круглых башнях – бурджах Каирской цитадели, за что и получили прозвище бурджиты, т.е. башенные мамлюки. Предшественниками бурджитов были черкесские мамлюки гвардейцы Салах ад дина и мамлюки черкесы из полка Салихия. В свою очередь мамлюков (мамелюков) базировавшихся на острове Равда и состоявших в основном из тюрков, по прежнему называли бахритами, от слова «бахр» - река, т.е. речными мамлюками. Между этими двумя корпорациями шла ожесточенная конкурентная борьба за господство, зачастую выливавшаяся в открытое военное противостояние. Каждая партия продвигала на престол своего кандидата. Правящие султаны использовали эту борьбу в своих целях, сдерживая бахритов при помощи бурджитов и наоборот.

[img]"[/img]

Черкесская династия мамлюкских султанов Египта и Сирии.

На протяжении 130 лет более многочисленным бахритам, занимавшим большинство командных постов в армии и на флоте, удавалось удерживать власть в султанате. Однако бурджиты (черкесские мамлюки) также стремились к её захвату. Каирская цитадель – сердце империи, находилась в их руках, и это давало им возможность активно вмешиваться во все дворцовые дела. В результате целой череды заговоров, переворотов и военных столкновений гегемония в государстве, медленно, но неуклонно, переходила от бахритов к бурджитам (мамлюкам черкесам) и их ставленникам. Процесс этот завершился в 1382 году с восшествием на престол черкесского эмира Баркука. Он стал первым мамлюкским султаном, проводившим политику, направленную на создание этнического черкесского государства. В период его правления большинство эмирских должностей в султанате заняли адыги. Кроме того, в их руках оказались все высшие и средние административные посты. Черкесский национализм встретил ожесточенное сопротивление со стороны тюрков, но их сопротивление было сурово подавлено. С этого момента, и до самого конца существования мамлюкского султаната (1517), его трон занимали только представители черкесской корпорации, ставшие полноправными правителями Египта. К этому времени многие элементы адыгской культуры прижились не только в самом Египте, но и далеко за его пределами.

[img]"[/img]

Мамлюки - рыцари пустыни.

Как известно, расцвет европейского рыцарства и его традиций практически совпал с периодом крестовых походов. И это не случайно. Попав на Ближний Восток, европейцы столкнулись с истинным мужеством и благородством черкесских мамлюков – рыцарей пустыни, и поспешили заимствовать многие из их обычаев. Так, например, европейские рыцарские турниры, воспетые во многих романах, всего лишь копия мамлюкских турниров, проводившихся на специальном ристалище близ Каирской цитадели. Именно таким способом мамлюки решали свои споры в противоборстве один на один или равными партиями. По мнению некоторых специалистов, зарождение геральдики также относится к эпохе ранних мамлюков. Каждый мамлюкский эмир имел свой личный знак в виде изображения цветка, зверя или птицы, который носили на одежде, доспехах и оружии все подчиненные ему воины. Система воспитания рыцарских детей вне дома, путем передачи их в услужение другим рыцарям в качестве пажей и оруженосцев перед посвящением в рыцарское звание, по-видимому, берет свое начало в обычае аталычества, распространенном у мамлюков черкесов.

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)